Фото: пресс-служба ММТП

Коллектив Махачкалинского морского торгового порта (ММТП) сегодня утром не приступил к работе. Портовики приостановили все технологические процессы на территории предприятия. Профсоюзные лидеры объявили забастовку в знак протеста в связи с появившимися сообщениями о рекомендации конкурсной комиссии Росморречфлота на должность руководителя человека со стороны, а не действующих руководителей порта, сообщили РИА «Юг России» в пресс-службе ММТП.

Ветер перемен

Сообщение Росморречфлота о назначении новым генеральным директором ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» Андрея Гормаха — ранее первого заместителя гендиректора ОАО «Объединенная зерновая компания» — обрушилось на портовиков как гром среди ясного неба. Опасаясь за судьбу своего предприятия, которое, по их мнению, не оправится от нового «эксперимента» московских чиновников, докеры стали готовиться к акции протеста.

На защиту действующего руководства встал профсоюз порта, немало повидавший при прошлой смене власти на предприятии.

Как отмечает в письме, направленном в администрацию президента России, председатель профкома Махач Алиев, Махачкалинский морской торговый порт в конце 2010 года находился в состоянии банкротства. Прежнее руководство порта заключило сделки по отчуждению и передаче в залог почти всего ликвидного имущества, необходимого для эффективной экономической деятельности: были проданы суда, краны, буксиры, железнодорожные паромы. Предприятие имело большую задолженность перед работниками по заработной плате и перед бюджетами — по налогам. Задолженность только кредитным учреждениям составляла около 2 млрд рублей.

По словам Алиева, именно Ахмеду Гаджиеву, вставшему более пяти лет назад у руля предприятия с новой командой, удалось вывести порт из состояния банкротства и превратить в эффективно работающую организацию. За эти годы все задолженности были погашены. Среднемесячная зарплата работников выросла в два с половиной раза. Чистая прибыль порта в 2015 году превысила 160 млн рублей.

Решение комиссии

К собравшимся сегодня перед административным зданием порта забастовщикам вышли генеральный директор ММТП Ахмед Гаджиев и его первый заместитель Мурад Хидиров. Они рассказали портовикам, что неделю назад отчитались перед Федеральным агентством за проделанную за последние пять лет работу и получили высокую оценку своей деятельности. Ничего не предвещало…

Как заявили руководители порта, объявление победителем конкурса человека, который не знает ни специфики работы порта, ни особенностей региона для них стало полной неожиданностью.

«Решение руководства Росморречфлота о назначении на должность генерального директора порта Гормаха, не имеющего никакого опыта работы в сфере деятельности предприятия (как того требует положение о Конкурсе) и не знающего специфики региона, подрывает доверие к политике федерального центра и настраивает один из крупных трудовых коллективов республики на бойкот предстоящих выборов в Госдуму», — подчеркнул в заявлении от имени профорганизации Махач Алиев.

На встречу с забастовщиками пришел депутат Госдумы Гаджимет Сафаралиев, присутствовавший на заседании конкурсной комиссии Росморречфлота. Депутат уверен, что решение комиссии не было объективным. Члены комиссии проигнорировали позицию по этому вопросу полномочного представителя президента в СКФО Сергея Меликова, письменное ходатайство главы Дагестана Рамазана Абдулатипова и приняли свое решение.

Защитники порта

Выступавшие на митинге у входа на предприятие портовики выразили опасение, что порт ожидает судьба многих предприятий в России — рейдерский захват. Докеры также не исключают, что в решении комиссии имела место коррупционная составляющая. Иначе объяснить неожиданную смену руководства успешного предприятия они не могут.

Работники предприятия потребовали объяснения от чиновников Росморречфлота. «Мы будем защищать интересы нашего предприятия», — сказали забастовщики.

«Коллектив предприятия обратился к Дмитрию Медведеву, Сергею Иванову и активистам Общероссийского народного фронта с просьбой отменить незаконное, по их мнению, решение комиссии Федерального агентства и дать возможность генеральному директору Махачкалинского морского торгового порта Ахмеду Гаджиеву завершить реализацию программы развития предприятия», — подчеркнул лидер профсоюзов порта Махач Алиев.

Руководители предприятия призвали сотрудников вернуться на свои рабочие места. Портовики возобновили работу, но предупредили, что продолжат забастовку, если в течение недели Росморречфлот не отменит свое решение.

Последний государственный порт

Махачкалинский морской торговый порт является единственным незамерзающим и глубоководным портом России на Каспии, который принимает суда длиной до 150 м и с осадками до 4,5 м. Инфраструктура порта включает сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 3 млн тонн в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн тонн в год, железнодорожный и автопаромный терминал мощностью 1,3 млн тонн, зерновой терминал мощностью 0,5 млн тонн в год.

В конце апреля в ходе совещания в Махачкале по реализации российско-иранской программы «Зеленый коридор» Гаджиев доложил, что в настоящее время в порту функционирует 20 причалов. «Пропускная способность грузовых терминалов порта Махачкалы составляет 11,4 млн тонн в год (из них: наливные — 7,9 млн тонн в год, сухие — 3,5 млн тонн в год, в том числе мощность зернового терминала составляет 0,5 млн тонн в год)», — рассказал глава предприятия.

По словам Гаджиева, Махачкалинский порт готов возобновить паромное сообщение с Ираном и предприятие уже подготовило оборудование для приемки до 200 рефрижераторных контейнеров в месяц. В порту ведется строительство нового пункта пропуска, общая площадь которого составит 27 тыс. квадратных метров. Его планируется ввести в строй в конце этого года.

Для улучшения взаимодействия морского и других видов транспорта в порту и махачкалинском транспортном узле предполагается создание логистических транспортно-технологических систем, контейнерных терминалов и портового железнодорожного сортировочного парка. В порту 15 марта прошли испытательный заход и причаливание автомобильного парома «Композитор Рахманинов», предназначенного для транспортировки грузов, находящихся в трейлерах-автоприцепах, а также для перевозки автомобилей, прицепов, вагонов.

Махачкалинский морской торговый порт в настоящее время является федеральным унитарным предприятием — последним российским портом в собственности государства.

Приватизировать ММТП предполагалось еще в период с 2011 по 2013 год, однако тогда провести процедуру приватизации не удалось, так как в соответствии с законодательством нельзя было включить в уставной капитал гидротехнические сооружения. К тому же ни один из объектов, находящийся на балансе предприятия, не был включен в реестр федеральной собственности, а также не было оформлено право хозяйственного ведения порта. В 2013 году глава Дагестана Рамазан Абдулатипов обращался к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой отложить приватизацию до тех пор, пока не будут решены имеющиеся проблемы.

В июле прошлого года Росморречфлот направил в правительство РФ предложение о включении предприятия в прогнозный план приватизации на 2016 год, и теперь подготовительная работа по преобразованию предприятия в акционерное общество подходит к концу. С одной стороны — вопрос однозначно еще не решен, а с другой — вечно это продолжаться не будет. И, похоже, олигархи уже включились в борьбу за лакомый кусок.

Любовь Касьянова