Фото: РИА «Юг России»

Ростовские байкеры в новом сезоне столкнулись с небывалым ранее противодействием страховых компаний, продающих полисы ОСАГО. Чтобы решить наболевшие вопросы они пригласили к диалогу всех участников процесса страхования. Но разговаривать оказалось не с кем.

Диалог без страховых

Мотоциклисты донского региона 29 апреля встретились с командиром полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по г. Ростову-на-Дону подполковником полиции Алексеем Кошмановым. Стороны обсудили наболевшие для мотоциклистов проблемы при оформлении полисов ОСАГО на мототранспорт и возмутительное поведение страховщиков по навязыванию дополнительных страховых продуктов.

Инициатором диалога между байкерами, представителями Госавтоинспекции и страховщиками выступило ростовское отделение мотоклуба «Ночные Волки». На встречу были приглашены представители южного федерального и московского отделений Российского союза страховщиков (РСА), представители девяти (можно сказать всех) страховщиков, присутствующих на рынке Ростова и области, представители Центробанка — регулятора деятельности страховых компаний. Представитель ГИБДД заверил собравшихся байкеров, что каждого из страховщиков приглашали лично по телефону, всем были разосланы приглашения в письменном виде. Ни один из них не явился.

Предыстория

Как выяснилось на встрече, до недавнего времени в ГАИ не знали о проблемах, с которыми сталкиваются мотоциклисты, оформляя полиса ОСАГО.

Как заявил Кошманов, об этом стало известно 16 апреля на традиционной встрече представителей Госавтоинспекции с байкерами по профилактике безопасности дорожного движения «Держи дистанцию». Тогда представители байк-клубов обозначили проблемный вопрос невозможности получения новых и противодействия при продлении действующих полисов в страховых компаниях.

19 апреля в Ростове во время пресс-конференции зам. руководителя РСА Владимира Клейменова байкеры задали вопрос, почему они не могут своевременно, без задержек и допуслуг оформить полисы. Клейменов предложил спросить об этом после мероприятия присутствующих представителей страховщиков, но по завершении пресс-конференции они исчезли так быстро, что задавать вопросы спустя несколько секунд было уже некому.

Представитель форума «Ростбайкер» Лана Мацук отметила, что в течение последних трех лет ситуация только усугублялась. Если три года назад вопрос со страховкой мотоцикла ей удалось решить, позвонив из кабинета страховщика на горячие линии компании и «Защиты прав потребителей», то в прошлом году некоторые компании уже просто отказывались страховать. В этом году ее записали в очередь через месяц.

И это касается не только мотоциклов, но и автомобилей. В этом году все — и автомобилисты, и байкеры — все стоят в одной унизительной очереди, где страховщик вместо обычных 15-20 минут оформляет один полис полтора часа, не обосновывая это ничем. Итого: в городе-миллионнике, где у 60% населения есть автотранспортные средства, в одном офисе за день оформляется порядка шести полисов.

Подобные встречи проводились и в прошлом, и в позапрошлом году, и СМИ неоднократно их освещали. Однако ситуация только ухудшается.

Моратория не будет

Представитель Госавтоинспекции подтвердил, что весной ростовские инспекторы ДПС стали привлекать к административной ответственности гораздо больше мотоциклистов за передвижение с неоформленными страховками. Однако только развел руками, мол, от них, представителей власти, ничего не зависит.

Байкеры в ответ предложили свой вариант временного решения проблемы: например, ввести мораторий на штрафы мотоциклистов за отсутствие страховки. «Почему мы должны страдать, если власти или страховые компании не договорились? Услуга обязательная. Если бы мы могли выбирать, но у нас нет возможности выбрать. Мы — законопослушные граждане — готовы платить деньги, но у нас их не берут. Либо берут в гораздо большем количестве, навязывая дополнительные услуги, либо наличкой берут сверху», — отметил один из участников встречи.

Капитан полиции отверг возможность введения моратория на штрафы за неоформленную страховку — сотрудники ДПС по-прежнему будут штрафовать мотоциклистов, но обещал принять во внимание сложившуюся ситуацию, поскольку водители вынужденно нарушают ПДД.

Сговор против всех?

Как пояснил представитель ростовского отделения «Ночных волков» Родион Зюзин, бизнес-процессы в страховых компаниях в настоящее время построены таким образом, чтобы оказывать максимальное затруднение в получении полиса ОСАГО владельцами мотоциклов.

«В приватных разговорах с представителями автострахования прошла информация, что существует разнарядка в отказе страхования мототранспортных средств, потому что начало сезона, и, несмотря на то, что подняли ключевую ставку автострахования, страховка машин подорожала, а мотоциклов — подешевела. Позиция страховых такая: один полис ОСАГО на мотоцикл — это одна выплата в этом же году в 98% случаев. Они не хотят нести убытки», — рассказал пресс-секретарь Ростовского отделения «Ночные волки».

В итоге владельцы страховых компаний идут по одному из двух путей. Те, кто стараются действовать законно, создают условия, которые ограничивают количество выдаваемых полисов в сутки. Здесь можно застраховаться без допов, но на это нужно потратить иногда несколько дней. Очередь занимают за несколько дней, люди каждый день приходят в ней отмечаться. После нескольких дней подобного унижения ты выходишь счастливым обладателем полиса ОСАГО.

Но есть и другие — те, кто идут вне закона — просто отказываются страховать мотоциклы.

По словам «волка» Александра Трофимова, это проблема не только Ростова, но и всей Ростовской области. В зале были представители из Батайска, Аксая, Азова, Новочеркасска. И, несмотря на то, что встреча проходила в пятницу, более 50 представителей мотосообщества нашли возможность приехать на эту встречу, чтобы высказать представителям страховых компаний свое негодование.

«Эта встреча — первый звоночек. Вы просто не представляете, насколько начинает вырастать эта проблема. Хотелось бы, чтобы вы как-то донесли это до страховых, до вышестоящего руководства», — отметил Трофимов.

В целом, по какому-то подозрительному стечению обстоятельств проблема со страховками особо остро обозначилась в этом году именно на территории Южного федерального округа, в частности, в Ростовской, Волгоградской  областях и в Краснодарском крае. В столице и Московской области о таких проблемах не слышали, нет их в Санкт-Петербурге, Владивостоке. В республиках Северного Кавказа, кстати, тоже нет. Но это и не удивительно. Там, наверное, разговор был бы короткий.

Обращение байкеров

Желая действовать в первую очередь в правовом поле, ростовские байкеры составили коллективную жалобу на действия страховых компаний, в числе которых АО «Согаз», ООО «Росгосстрах», СПАО «РЕСО-Гарантия», ОАО «Альфастрахование», СК «Согласие», ОАО СК «ЭНИ» и другие. Обращение по поводу незаконных действий страховых компаний направлено в прокуратуру Ростовской области, Центробанк, УФАС Ростовской области и в приемную президента РФ Владимира Путина.

В своем послании мотоциклисты перечислили основные нарушения, с которыми им приходится сталкиваться при оформлении полисов ОСАГО. Только за три дня под документом поставили свои подписи более 120 участников мотосообщества. Все они столкнулись с противоправными действиями сотрудников СК.

Байкеры собрали обширную доказательную базу противоправных действий страховщиков. Это письменные отказы, аудио- и видеозаписи отказов, чеки, которые подтверждают, что клиентам при оформлении полисов ОСАГО были навязаны дополнительные услуги, хотя не далее как в прошлом году ЦБ запретил это делать.

В заключение

О том, насколько ситуация достигла точки кипения можно судить по словам одного из байкеров, который так и не смог застраховать своего «коня». «У меня полиса нет, я останавливаться больше не буду. У нас возрастает аварийность. Мы обращаемся к вам. Мы не хотим начинать войну, и вы не хотите. Она вам не нужна ни вам, ни нам, ни нашим семьям», — сказал мотоциклист.

Реакции неповоротливой правоохранительной машины «Ночные волки» готовы ждать  две – две с половиной недели. «Если ситуация не изменится, могут быть организованы пикеты возле антимонопольной службы, возле управления Центробанка по Ростовской области, прокуратуры», — отметил Родион.

Алексей Кошманов заверил присутствующих, что по итогам встречи им будет подготовлен соответствующий рапорт на имя начальника донского Главка Андрея Ларионова, в котором будут изложены все озвученные на встрече вопросы.

По мнению полицейского, эту проблему нужно решать уже на законодательном уровне. «Организуя эту встречу (со страховщиками) мы пытались решить вопрос полюбовно, нам это не удалось. Решение этой проблемы силами только ГИБДД невозможно, поэтому дальше вопросы страховщикам будут задавать компетентные органы», — заключил полицейский.

Любовь Касьянова