Фото: kavpolit.com

Администрация Ставрополя погрязла в скандалах, связанных с деградацией комфортной городской среды. Провалена реформа общественного транспорта, уничтожен стадион завода «Красный металлист». Пшиком обернулись обещания сити-менеджера разбить сквер на Александровской площади и проложить прогулочную аллею вдоль улицы Доваторцев. Виноватых найти легко, а вот что делать дальше?!

22 млн пустили в трубу

В сентябре в Ставрополе предстоит избрать городскую думу, и на выборах всерьез намерены победить «Единая Россия» и ЛДПР.

Либерал-демократы главной мишенью для критики избрали главу администрации Андрея Джатдоева, который занимает этот пост уже больше четырех лет (после того, как его скоропостижно покинул Игорь Бестужий, на которого завели уголовное дело). И все эти четыре года, методично готовясь к очередным выборам в местный парламент, депутаты от ЛДПР во главе с молодым и весьма деятельным Александром Куриленко также методично критикуют городские власти.

На сей раз они объявили сбор подписей под обращением в администрацию президента с требованием отправить Андрея Джатдоева в отставку. В обоснование своих требований депутаты от оппозиции пишут, что в Ставрополе фактически провалены практически все главные реформы, в частности — транспортная.

Так, еще в 2013 году в городе была принята новая «Комплексная схема организации дорожного движения до 2030 года» (предыдущий такой документ был принят только в 1978 году).

На разработку документа компании «СтройИнвестПроектМ» заплатили из муниципального бюджета 22 млн рублей. Концепция предусматривала, в частности, организацию одностороннего (реверсивного) движения на главных улицах — Ленина и Мира, а также создание выделенных полос для общественного транспорта на улицах Ленина (во встречном направлении), Доваторцев, Лермонтова, Мира, Дзержинского и Карла Маркса. Общая протяженность выделенных полос должна была составить 24 километра. Ничего этого нет до сих пор, констатируют депутаты.

«Черной дырой» для Ставрополя остается и Ставропольское муниципальное унитарное троллейбусное предприятие (СМУТП), к которому в 2014 году присоединили муниципальное автобусное предприятие (МУАП). 2014 год оно закончило с убытком в 60 млн рублей, и долги пришлось погашать из местного бюджета (глубоко дефицитного!), чтобы не парализовать движение троллейбусов и автобусов. Однако уже в прошлом году на предприятии накопилось 51 млн рублей долгов. И снова пришлось погашать их за счет бюджета.

Против того, чтобы погашать чужие долги из бюджета, голосовала только одна фракция в гордуме — ЛДПР. Они же требовали изменить саму систему управления общественным транспортом, чтобы впредь не плодить долги (это, кстати, и было предусмотрено упомянутой выше «Комплексной схемой организации дорожного движения до 2030 года»). Требовали и обновить кадры: у заместителя директора СМУТП два уголовных дела… Но ничего из этого сделано не было.

Еще пример. Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) отказался от муниципального помещения на улице Розы Люксембург… и переехал в коммерческое помещение, которое арендуется за счет бюджета, на проспекте Карла Маркса.

Зеленью пожертвовали

Пока что под петицией ЛДПР появилось всего полторы сотни подписей. Странно: в блогосфере Андрея Джатдоева критикуют каждодневно, но вот голосовать «за» его отставку ставропольцы не спешат.

Между тем, на минувшей неделе появился очередной такой повод для критики, который бойко обсуждается в социальных сетях. На пересечении улиц Доваторцев и 45-я параллель демонтировали арт-объект — большой глобус-топиарий, на котором Ставрополь отмечен сверкающей звездой.

Когда-то администрация обещала вдоль улицы Доваторцев сделать прогулочную аллею с велодорожками, скамейками и фонтанами, которую должен был венчать памятник Предпринимателю (на площадке перед зданием Торгово-промышленной палаты края).

Вынашивал идею аллеи директор комитета градостроительства Максим Маширов, а разработал ее проект известный архитектор Максим Курганов. Однако два года назад сити-менеджер от инициативного подчиненного избавился. Аллеи до сих пор нет, проект остался на бумаге, а теперь уничтожили и топиарий, который должен был венчать прогулочную зону.

Сейчас на месте глобуса омерзительный пустырь — грязь, лужи, а чуть поодаль уже ограда очередной стройплощадки. Судя по «Паспорту объекта», тут будет еще один торговый комплекс. Прихватили забором и несколько деревьев. Участь их предрешена. А что, ведь в Ставрополе остро не хватает магазинов, зато скверов и парков хоть отбавляй, не правда ли?!

Возмущены жители города и тем, что власти Ставрополя не держат обещаний о реконструкции Александровской площади.

Еще прошлой осенью снесли полуразрушенный (точнее, недостроенный) кинотеатр «Экран», на месте которого должны были разбить сквер. Но сейчас за покосившейся оградой — лишь огромный пустырь, который используют под парковку. И ни одной травинки…

Душегубка для детей

На днях в редакцию КАВПОЛИТа обратились родители детей, которые воспитываются в садике №22 на проспекте Карла Маркса. Сейчас здесь ударными темпами строится огромный жилой комплекс «Аристократ». Строится на земельном участке, где прежде находился футбольный стадион, принадлежавший обанкротившемуся заводу «Красный металлист».

«На этом месте был и будет стадион! Я родился в этом городе, здесь растут мои дети, и я не позволю гробить спортивные площадки под очередные развлекательные центры или многоэтажки!» — заявил сити-менеджер Андрей Джатдоев еще в марте 2014 года, когда спортивная общественность Ставрополя возмутилась по поводу уничтожения стадиона. Обещания не сдержал. Да только разве в этой ситуации?

Сегодня прямо около забора садика дни напролет стоит вереница грузовиков и цементовозов, которые постоянно работают, гудят и газуют (ведь цемент должен перемешиваться без остановок). Бывает, что в рядок выстраивается сразу по семь машин, а на противоположной стороне улице стоит еще одна-две — ждут очереди на отгрузку!

Выхлопными газами приходится дышать детям, которые выходят играть на спортивную площадку. По словам родителей, невозможно даже подъехать к садику, поскольку грузовики перегораживают дорогу, снуют между ними мамочки с колясками. Порой многотонные махины заезжают на памятник героям Великой Отечественной войны и на «Доску почета» работников завода «Красный металлист». Да и вообще ширина движения на проспекте сужена до одной полосы — машинам приходится словно бы протискиваться около занявших полдороги цементовозов.

Возмущает родителей и то, что в этой части города детский сад №22 — единственный, группы уже переполнены. А в конце года, когда жилой комплекс будет сдан (между прочим, три сотни квартир!), то новоселы, разумеется, поведут детей в этот же садик. Ну, и в соседнюю школу №8, которая тоже уже сейчас трещит по швам. Почему это не заботит администрацию?!

О том, что власти Ставрополя, бойко раздающие земли под коммерческую застройку, не требуют от девелоперов строить социальные объекты, твердят давно. Нет в городе даже зарезервированных под школы, детсады и поликлиники муниципальных земельных участков. А главное — нет желания чиновников решать реальные проблемы!

При этом Андрей Джатдоев перекладывает всю вину на девелоперов: дескать, это они шантажируют администрацию, чтобы она строила социальные объекты за счет бюджета. Ну, так это у чиновников всегда заведено: у сильного бессильный виноват…

Антон Чаблин