Фото: yuga.ru

Заседание Совета при полномочном представителе президента России в Северо-Кавказском федеральном округе прошло накануне в Пятигорске. Темой повестки дня стали вопросы сферы образования СКФО. В мероприятии приняли участие министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, главы регионов СКФО, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, руководители образовательных учреждений СКФО.

Проблема русского языка

Как отметил полномочный представитель президента РФ в СКФО Сергей Меликов, причиной очередного вынесения темы образования на повестку заседания Совета стало наличие ряда нерешенных проблем в данной сфере, о которых периодически заявляют представители образовательных организаций, СМИ и общественности. По словам Сергея Меликова, остаются актуальными вопросы состояния образовательных организаций, качества обучения, размеров заработной платы педагогов, бытовой коррупции в школах и вузах, антитеррористической защищенности образовательных учреждений и противодействия распространению идеологии экстремизма в среде студенчества и школьников старших классов.

«В один голос эксперты говорят о необходимости продолжения процесса оптимизации сети образовательных организаций высшего образования с целью реализации основного вектора государственной политики — обеспечения доступности и высокого качества образования. В связи с этим, представляется целесообразным также продолжить работу по устранению организаций, предоставляющих некачественное образование, а по сути — просто торгующих дипломами», — заявил полпред.

Также Сергей Меликов поделился опасением насчет имеющихся сложностей с преподаванием русского языка в республиках СКФО, что, в свою очередь, является существенной угрозой для процесса формирования российской общегражданской идентичности у подрастающего поколения на Северном Кавказе.

Дмитрий Ливанов в своем выступлении  отметил, что уровень модернизации дошкольного образования на Северном Кавказе по-прежнему ниже, чем в других регионах, а количество вузов и филиалов на Северном Кавказе по итогам проверок сократилось на треть. Министр выразил убеждение, что должны работать только те вузы, кто способен обеспечить  качественное обучение. В числе задач, поставленных перед регионами СКФО, Дмитрий Ливанов обозначил сокращение очередности в детские сады, повышение квалификации преподавателей, объективную аттестацию директоров и преподавателей, уменьшение количества школ, функционирующих в несколько смен. Отдельно министр отметил значимость преподавания русского языка на Северном Кавказе.

«Основная задача — повышение качества обучения школьников русскому языку. Слабое преподавание этого предмета в школе влечет за собой неусвоение образовательных программ по остальным предметам. Одной из причин получения низких баллов на ЕГЭ является слабый уровень владения русским языком: школьники часто не могут понять условия заданий», — отметил министр. Он подчеркнул, что введение нового ФГОС не подразумевает сокращение число часов преподавания русского языка и литературы и учитывает особенности преподавания дисциплины «Родной язык» в национальных республиках

Контроль за ЕГЭ

Сергей Кравцов рассказал о результатах работы по усовершенствованию проведения Единого государственного экзамена и наметил планы на текущий год. По его словам, общественность и СМИ изменили отношение к ЕГЭ в положительную сторону, чему, в частности, способствовало проведение онлайн-наблюдения. Сергей Кравцов отметил, что в 2016 году необходимо усилить контроль над пропуском учащихся в пункты проведения ЕГЭ, привлечь к наблюдению представителей органов МВД и вновь уделить должное внимание проведению онлайн-трансляции с места проведения экзамена.

«Качество образования в регионах СКФО возросло. Мы провели ЕГЭ объективно. Вместе с тем решена проблема востребованности среднего профессионального образования. Когда экзамен проходит объективно, подготовленные поступают в вузы, остальные идут учиться на рабочие специальности. Проблема востребованности рабочих кадров актуальна и для Северного Кавказа», — отметил Сергей Кравцов.

Достроить, прежде чем просить

Сопредседатель центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Ольга Тимофеева отметила, что при дефиците школ на территории СКФО находится масса недостроенных образовательных учреждений: к примеру, 30 таких школ числится в республике Дагестан.

Тимофеева обратилась к региональным властям с просьбой обращать внимание на такие объекты прежде, чем запрашивать бюджет на строительство новых школ. Сергей Меликов дал поручение представителям своего аппарата изучить и взять на контроль ситуацию с недостроенными школами в регионах Северного Кавказа.

В рамках своего выступления глава Кабардино-Балкарской республики Юрий Коков отметил, что модернизация материально-технической системы образования — одно из главных условий достижения высокого уровня образования. По словам Главы КБР, за последние два года в республике введено в строй 16 образовательных учреждений, среди которых — один из крупнейших в России центров дополнительного образования Детская академия творчества «Солнечный город» с общим охватом в 5 тыс. детей.

История и религия

Директор Института российской истории Российской Федерации Юрий Петров обозначил проблему фальсификации истории на региональном и федеральном уровне. В продолжение темы директор Центра этнополитических исследований Пятигорского государственного лингвистического университета Майя Аствацатурова рассказала о проделанной работе специалистами Центра современной кавказской политики «Кавказ» по обзору содержания учебников региональной истории регионов СКФО.  Аствацатурова сообщила, что содержание некоторых учебников требует корректировки, и предложила на уровне Общественного Совета СКФО создать консультативный орган из числа экспертов, который смог бы вырабатывать рекомендации по региональным учебникам истории.

Глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров рассказал о мерах по противодействию распространению идеологии экстремизма и терроризма в республиканских образовательных организациях. В частности, речь шла об аттестации педагогов религиозных дисциплин, создании общественных советов внутри школ, участии молодежи в окружных мероприятиях и повышении общей религиозной грамотности населения.

СКФО.ru