Фото: newscrimea.net

На градостроительном совете правительства Севастополя 24 марта презентовали новую концепцию пространственного развития города. Разработчики Генплана предложили на месте крупнейшего судостроительного предприятия, «Севастопольского морского завода», построить элитное жилье. Приказ Министерства культуры России о включении Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения столичные архитекторы назвали выполненным некачественно и непрофессионально и требующим серьезных изменений.

Эта новость возмутила членов Градостроительного совета, общественность и журналистов, присутствующих на заседании. Ведь еще год назад, в апреле 2015 года эти же самые разработчики главного документа Севастополя — научно-исследовательские и проектные институты Москвы и Санкт-Петербурга уже презентовали концепцию пространственного развития Севастополя. Его константой было сохранение архитектурно-исторического облика города.

Концепции Генерального плана Севастополя впервые были презентованы в апреле 2015 года в Законодательном собрании Севастополя. Их разрабатывали специалисты Института Территориального планирования «Урбаника» (Санкт-Петербург) и научно-исследовательского и проектного института Генерального плана Москвы. Все прогнозные расчеты делались до 2030 года, аналогично расчетам Концепции стратегического развития Севастополя, разработанной под руководством Алексея Михайловича Чалого. Именно она стала базой для Генерального плана. При разработке концепции Генплана особое внимание уделялось уникальному ландшафту и обеспечению свободного доступа к морю, а главное — сохранения исторического центра города. Вот что год назад говорили его разработчики.

«Наличие частной собственности побуждало всех застройщиков, я бы сказал, хищнически относиться ко всем территориям. И Севастополь — не исключение. Мы это видели и в центре Москвы, и в ближнем Подмосковье, и в любых красивых местах Родины, когда нажива является движителем», — говорил главный архитектор научно-исследовательского и проектного института Генплана Москвы Андрей Гнездилов.

«Работая над генеральным планом, мы поняли, что южная столица России — это не лозунг, это реальная цель Севастополя. Но, в чем формируется «столичность»? Она формируется в том, что вы живете в едином благоустроенном крупном городе», — рассказывал гендиректор директора института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов.

Презентованная год спустя концепция, мягко говоря, «удивила» членов Градостроительного совета. Под застройку апартаментами предложили отдать видовые территории — Зеленую горку, район завода ЖБИ у мыса Хрустальный. Территорию промышленных предприятий, находящихся в городской черте, по мнению столичных архитекторов, должны занять жилые кварталы.

«Промышленность мы предлагаем консолидировать вдоль железнодорожных путей, с обеспечением железнодорожным транспортом. На Северной стороне от Мекензиевых гор это практически уже сделано», — предлагает Гнездилов.

«Мы считаем одной из главных целей Генплана — это организация качественной городской среды. То есть фактически мы должны увеличить капитализацию территории и стимулировать жилищное строительство, которое должно быть в разумных пределах», — заявил руководитель НПО комплексного градостроительного проектирования НИиПИ Генплана Москвы.

«В частности, район, который здесь показан цифрой два, он включает в себя территорию завода ЖБИ, это застройка с плотностью 8-10 тыс. гектаров, это двух-четырехэтажная дворовая застройка с большой частотой сети улиц», — звучали слова Гнездилова.

По мнению московских архитекторов, жилье должно быть дорогим. Это могут быть апартаменты, или дома премиум-класса. Возмущение по этому поводу высказал председатель постоянного комитета по градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Севастополя Вячеслав Горелов.

«Это надо очень серьезно обсуждать. Возможно, вы не понимаете, что такое апартаменты, или у нас разные понимания этого. Но у нас точка зрения совершенно другая по этому поводу», — комментирует происходящее председатель постоянного комитета по градостроительству и земельным вопросам Заксобрания Севастополя Вячеслав Горелов.

Под элитную застройку разработчики Генплана решили отдать и территорию Севморзавода. Проектировщик из Санкт-Петербурга в качестве примера привел опыт северной столицы.

«Они пришли в Санкт-Петербурге к такому выводу уже давно, процесс там идет уже много лет. Адмиралтейские верфи уже на три четверти вынесены», — сказал глава «Урбаники» Финогенов.

Ситуация по Севморзаводу непонятна депутату Горелову: «Необходимо это обсуждать. Это не просто часть города, это историческая часть города, и я думаю, что флот должен высказать свою позицию в этом вопросе и севастопольцы тоже. И третье. Мне не понятно как все, что было вами высказано, соотносится с приказом Министерства культуры России о включении Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения».

Вячеслав Горелов напомнил столичным архитекторам, что Севастопольский морской завод — территория исторического поселения, согласно приказу Министерства культуры России.

«Те границы, которые сегодня выполнены по историческому поселению, тот предмет охраны, который там заявлен — в нашем понимании не относится к теме культурного наследия. Можем привести много примеров на Северной стороне, на Корабельной. В общем, эта работа выполнена некачественно, непрофессионально. Мне кажется, что необходимо внесение серьезных изменений в эту работу», — говорит Максим Перов.

После услышанного Вячеслав Горелов был вынужден на время покинуть заседание Градостроительного совета, чтобы сделать заявление для прессы.

«Севастопольцы за это дело боролись в течение многих десятилетий. И нам теперь говорят, что это неудобно, что это застопорит Севастополь. Почему Санкт-Петербург развивается нормально, а Севастополь не может, необходимы изменения. Мне кажется, что это совершенно неправильный подход. Я полагаю, что приказ Министерства культуры должен быть принят за основу», — объясняет Горелов.

Еще год назад разработчики Генплана говорили о том, что город должен развиваться как военно-морская и судостроительная база.

«Город должен развиваться как полноценный гражданский организм с одной из функций — военной базой и судоремонтом», — звучали слова.

Сегодня они презентовали строительство наплавного моста через Южную бухту, возможно, уже не учитывая интересы Министерства обороны.

«Большинство стоянок сегодня не используется Министерством обороны, по сути. Они являются стоянками, но не являются местом базирования, то есть, там нет инфраструктуры, питающей нормально базу. Сам наплавной мост имеет открывающуюся часть — калитку», — говорит Андрей Гнездилов.

На разработку Генерального плана города Севастополь должен получить из государственного бюджета 50 млн рублей двумя траншами. Об этом на сессии Заксобрания Севастополя 9 июня 2015 года заявлял начальник главного управления экономического развития правительства города Элимдар Ахтемов.

Соответствующие изменения были внесены в Федеральную целевую программу развития Крыма и Севастополя до 2020 года. Ранее представители власти заявляли о том, что до конца 2015 года будет подготовлена техническая документация по Генеральному плану города. Основной же документ планировали завершить в 2016 году. Каким будет главный документ Севастополя — будут решать севастопольцы на общественных слушаниях. Окончательную редакцию примет (или отклонит) Законодательное собрание.

Маргарита Пронина, Денис Александрович