Фото: sbricur.com

Доктор исторических наук, профессор, президент Академии наук Чеченской республики Шахрудин Гапуров рассказал о проблемах, которые испытывает научное сообщество ЧР.

Известный историк является автором более 200 научных работ. Электронный каталог Российской государственной библиотеки содержит 20 научно-исторических изданий кавказоведа.

О развитии науки в Чеченской Республике

— Шахрудин Айдиевич, какова предыстория и мотивы создания автономной Академии наук в Чечне, и кто на тот момент стоял во главе Чеченской Республики?

— Академия наук Чеченской Республики была создана в 1992 году, во многом благодаря усилиям профессора Х.И. Ибрагимова. Это было время полной дезинтеграции науки и научных связей в России. Даже Российская академия наук стояла на грани развала. Ученые Чечни, после провозглашения в 1991 году «Чеченской Республики Ичкерия», оказались практически полностью отрезанными от российских коллег и российских научных центров, в условиях полного отсутствия финансирования. И в сложившихся обстоятельствах (создание национальной Академии наук по примеру Татарстана и Башкирии), на наш взгляд, было формой самоорганизации, самозащиты ученых республики. Ведь в условиях полного хаоса и анархии, которые тогда, в 90-е годы, существовали в регионе, властям было не до науки и ученых: во главе «Республики Ичкерия» тогда стоял Джохар Дудаев.

Однако все 1990-е годы Академия наук Чеченской Республики существовала больше на бумаге, формально. Не было никакого финансирования, было невозможным издание каких-либо научных трудов.

Фактически нормальное функционирование Академии наук Чеченской Республики началось с 2000 года, после восстановления в Республике российского конституционного строя, когда первый президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров, после обращения к нему чеченских ученых, своим указом объявил Академию наук ЧР государственным научным учреждением с соответствующим финансированием. Для Академии наук ЧР в центре Грозного было построено красивое современное здание. Ахмат-Хаджи Кадыров постоянно уделял большое внимание восстановлению научного потенциала Чеченской Республики. Его политика была продолжена и его сыном, нынешним Главой Чеченской Республики Рамзаном Ахматовичем Кадыровым.

— Как сказался отток научных кадров в период военных конфликтов на территории Чечни? Сохранилась ли преемственность научных школ, которая является важным залогом успеха любого исследовательского направления? 

— В 1990-е годы из Чечни уехало очень много ученых, в том числе и чеченцев. В ходе военных действий была полностью уничтожена вся материальная база науки (здания НИИ и вузов, научные лаборатории). Все это нанесло огромный урон научному потенциалу республики. Однако костяк научной интеллектуальной элиты сохранился. К началу 2000-х годов, по призыву Ахмат-Хаджи Кадырова, многие чеченские ученые вернулись в республику. Благодаря этому сохранились и преемственность научных школ, и связь поколений.

Так, деятельность научной школы доктора химических наук, профессора Х.И. Ибрагимова (первого президента Академии наук ЧР, умер в 2006 г.) была продолжена под руководством профессора, академика АН ЧР Р.Х. Дадашева.

Следует отметить огромную помощь возрождению и развитию науки в Чечне со стороны научных центров и вузов всего Северного Кавказа и Москвы.

— Какие перемены произошли в научной сфере с возрождением Чеченской республики, и какие проблемы испытывает сегодня наука в Чечне?

— Как уже отмечалось выше, с начала 2000-х годов, благодаря огромной всесторонней помощи со стороны Ахмат-Хаджи Кадырова и Р.А. Кадырова научный потенциал республики был быстро восстановлен. Сегодня Академия наук ЧР широко известна своими научными трудами в России и за рубежом. Труды наших ученых издаются по всему миру (в Китае, Англии, Германии, США, Норвегии).

К сожалению, нам сегодня не хватает современных лабораторий по естественным наукам. Их создание требует огромных средств. И тут для нас очень необходима помощь федерального центра. Выходом было бы создание Грозненского научного центра РАН. Работа в этом направлении велась, но была прервана реформой РАН и начавшимся в стране кризисом.

— В каком формате работает чеченская Академия наук со структурой Российской академии наук в г. Грозном – Комплексным научно-исследовательским институтом имени Х.А. Ибрагимова? Ваши цели совпадают?

— Академия наук Чеченской Республики достаточно активно сотрудничает с КНИИ РАН. Цели и стратегические задачи в обоих научных учреждениях, естественно, совпадают — это развитие фундаментальных и прикладных и научных исследований. В то же время научные проекты у нас разные.

Для обсуждения научно-организационных вопросов мы регулярно проводим совместные заседания Президиума АН ЧР и Ученого совета КНИИ РАН. Проводятся совместные научные исследования по ряду проектов. По результатам этих исследований ежегодно публикуются совместные статьи и монографии. АН ЧР и КНИИ РАН практикуют проведение объединённых научных семинаров, симпозиумов и конференций.

С 2016 г. АН ЧР и КНИИ РАН выступили учредителями научно-технического журнала «Грозненский естественнонаучный журнал» с периодичностью четыре номера в год.

— Насколько востребована прикладная наука, и по каким научным направлениям ведутся исследования в вашей республике? Интересно было бы узнать какие темы и проблемы исследует «Отдел наук о Земле» Академии наук Чечни?

— Прикладные научные исследования в области физики, математики, геологии, техники, строительства, экологии, археологии и других отраслей, проводимые научными организациями Грозного, достаточно востребованы предприятиями и организациями Чеченской Республики. Ученые республики входят практически во все общественные советы республиканских министерств, а ряде случаев — возглавляют их. Это позволяет сократить путь от разработки до их внедрения, хотя некоторые проблемы остаются.

Особенно хочу выделить Отдел наук о Земле Академии наук Чеченской Республики, который возглавляет доктор физикоматематическихнаук, профессор, вице-президент АН ЧР Ибрагим Керимов. Научные сотрудники этого отдела проводят исследования по изучению геологии и минерального сырья Чеченской Республики. По результатам исследований ими совместно с сотрудниками ЦНИИгеолнеруд (г. Казань) впервые в истории региона подготовлен справочник «Минерально-сырьевые ресурсы Чеченской Республики». В 2015 г. сотрудниками отдела была подготовлена программа изучения и рационального использования минерально-сырьевой базы (нерудных полезных ископаемых) Чеченской Республики, которая была рассмотрена и утверждена на заседании министерства экономического развития ЧР с приглашением широкого круга специалистов. Отдел наук о Земле также активно занимается изучением природной и техногенной сейсмичности, что весьма актуально для нашего высокосейсмичного региона, где разрушительные землетрясения не редкость.

Реформы и постреформы

— Российская академическая наука и высшая школа продолжительное время работают на «теорию модернизации». Что положительного дала модернизация науки и вузов в Чечне? 

— Действительно, российская академическая и вузовская наука сейчас находится на этапе модернизации. Что это дало нам? Ученые республики активнее начали участвовать в различных грантах, проводимых Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, Российским научным фондом и другими организациями. Расширились межрегиональные научные связи. Есть еще ряд положительных моментов. В тоже время остается много нерешенных проблем, к числу которых относится развитие материально-технической и лабораторной базы научных исследований, низкая оплата труда научных сотрудников, жилищные проблемы для молодых ученых и др.

Чего мы ждем от модернизации? В первую очередь создание Грозненского научного центра РАН, в составе которого будут ряд научных учреждений (Институт геологии и минерального сырья, Центр этнополитических исследований и др.)

— Известно изречение: «Образование это то, что остается, когда все выученное забыто». Профессор, не могли бы назвать элементы из той базы, что должны оставаться с образованным навсегда, на Ваш взгляд?

— Три элемента: Любовь к науке. Благодарность к своим Учителям. Стремление принести пользу своей Родине.

Школа чеченоведения 

— Какие принимаются в чеченском сообществе меры для сохранения чеченской идентичности в многочисленных зарубежных диаспорах? Угрожает ли зарубежным чеченцам культурная ассимиляция? Есть ли численные данные о чеченских диаспорах в США, Европе, на Ближнем Востоке, связи с ними?

— Естественно, руководство республики волнует проблема культурной ассимиляции чеченцев в зарубежных странах. С целью сохранения национальной идентичности чеченцев в Иордании (до начала гражданской войны в Сирии), в ряде стран Европы по инициативе Главы Чеченской республики Рамзана Кадырова созданы чеченские культурные центры.

— В Чечне, на родине всех чеченцев, ваши зарубежные соплеменники являются объектами этносоциологических исследований? Сколько чеченцев проживает в США, странах Европы, Ближнего Востока? 

— К сожалению, точных данных о зарубежной чеченской диаспоре у нас нет. О каких-либо этносоциологических исследованиях среди зарубежных чеченцев нам не известно.

— В контексте этнической разобщенности, что Вы думаете о создании научной Школы чеченоведения (имея такого учёного как Вахит Акаев)? На Ваш взгляд, насколько перспективны системные исследования по чеченской тематике в рамках Школы чеченоведения?

— Идея создания Школы чеченоведения (в общем русле кавказоведения) нам представляется чрезвычайно интересной. Чеченские ученые (В.Х. Акаев, А.И. Халидов, Я.З. Ахмадов, Л.М. Гарсаев и др.) занимают ведущие места в кавказоведении.

— Проект Академии наук Чечни «Энциклопедии Чеченской Республики» — что предполагается включить в фундаментальное издание, энциклопедия выйдет на двух языках, — русском и чеченском?

— В «Чеченскую энциклопедию» будут включены практически все сведения о Чечне: география, история, природа, население, религия и т. д. В том числе персоналии. Предполагается, что она выйдет на двух языках — чеченском и русском.

Светлана Мамий, Москва