Фото: skfonews.info

Предлагаем вашему вниманию мнение чеченца, коренного грозненца о «русском вопросе» в Чечне. Корреспондент ИА «Грозный-Информ» Ислам Сайдаев любезно согласился рассказать «СКФОNews» о своем видении данной проблемы.

Я — коренной грозненец в третьем поколении. Одним из первых чеченцев, поселившихся в Грозном после того как на этой территории царской администрацией Российской Империи была возведена крепость Грозная, был мой дедушка Халид родом из селения Давлетгерей-аул, ныне Толстой-Юрт. Это были двадцатые годы прошлого века, как раз на заре становления Советской власти. До того население Грозного представляло собой рабочие поселки по добыче нефти, военные гарнизоны, в общем все, что включает в себя любой форпост.

Несмотря на то, что изначально город Грозный строился как форпост для завоевания и освоения горных территорий Северного Кавказа, впоследствии он стал индустриальной столицей этого региона, а чуть позже и столицей Чечено-Ингушской АССР, а ныне Чеченской республики.

Надо отметить, что становление города Грозного, индустриализация Чечено-Ингушетии — во многом заслуга русскоязычного населения, которое ранее проживало в нашей республике. В своем большинстве это были этнические славяне: русские, украинцы, белорусы. Но были так же и представители других национальностей Советского союза.

В силу того, что горцы Кавказа долгое время вели войну за независимость с Российской Империей сначала под предводительством шейха Мансура, потом Бейбулата Таймиева, а впоследствии и Имама Шамиля, среди коренного населения горных районов так и не появился класс рабочих специалистов, которые так были необходимы для развития промышленности в эпоху индустриализации. И совершенно естественно, что за отсутствием такого класса на местах в эту сферу сначала царской администрацией, а потом и советской властью привлекались представители некоренных народов, которые переселялись на Северный Кавказ из других регионов нашей страны.

Таким образом, в Чеченской республике сложился класс рабочих, в основном проживавших в пределах столицы ЧР — города Грозного, которых на период начала развала СССР, в первой половине 90-х годов, насчитывалось порядка трехсот тысяч человек. И, естественно, весь их образ жизни, как и весь смысл их существования, заключался в ежедневном труде на рост благосостояния нашей страны: на грозненских нефтяных, нефтеперерабатывающих предприятиях, заводах, фабриках. В общем, там, где нужны были специалисты-технари.

Немалая часть русскоязычного населения Чечено-Ингушетии также была задействована в строительной сфере, здравоохранении, образовании и т.д. И, к сожалению, нужно констатировать, что память о поистине самоотверженном и героическом труде и завоеваниях этих специалистов незаслуженно забыто нынешним поколением грозненцев, и тому виной две чеченские военные кампании.

Я не просто так начал экскурс в период становления и появления русских и русскоязычного населения в Грозном, так как, не поняв и не разобравшись в том, как они здесь появились, то есть в генезисе вопроса, трудно будет понять, куда они сегодня подевались.

Как я уже отметил, сам образ жизни русскоязычного населения ЧР был связан в основном с индустрией, с производством товаров народного потребления и т.д. В эпоху девяностых, когда произошел развал СССР, и в Чечне заявили о независимости, все эти сферы экономики пришли к неминуемому коллапсу, так как вся экономика СССР была взаимосвязана. Позднее в результате двух войн все заводы и фабрики были полностью разрушены, а значит, был разрушен и сам базис, на котором формировалась, зиждилась общественная и культурная жизнь русскоязычного населения Чеченской республики.

И сегодня, когда мы рассуждаем о том, как живет русскоязычное население в Чеченской республике, мы можем говорить лишь о некой культурной автономии, малом количестве представителей русского народа, которые преимущественно проживают в сельских районах, в основном это казачьи станицы. Также небольшая часть грозненцев из русскоязычной части нашей республики, которая еще проживает в столице ЧР, конечно же, устраивает свою жизнь по новому, уже без привычных льгот и очередей на квартиры, которые им гарантировала по месту их работы советская власть.

Несмотря на то, что русскоязычное население Чеченской республики пользуется всеми теми правами и льготами, которые доступны и представителям других народов и этносов, все же, думаю, что им гораздо сложнее найти свое место в новых общественно-политических формациях, так как сам менталитет русского народа был сформирован так, что он жил от зарплаты до зарплаты, всецело отдавая себя работе в государственной сфере, пользуясь лишь тем, что гарантированно предоставляло ему государство: бесплатное лечение, образование, жилища. Теперь же все эти завоевания советского прошлого канули в лету, а поменять менталитет народа, сформированный веками, невозможно за несколько десятилетий.

Русский народ не имеет предпринимательской жилки, не обучен, выживать в сложных экономических условиях, он привык безропотного сносить любые тяготы, даже когда его ведут на эшафот. И в этой связи нужно отметить, что русским жить довольно сложно везде, так как на сегодняшний день в России забота государства о своих гражданах сведена к минимуму, а других опекунов нам сегодня взять негде. Однако, если говорить о Чеченской республике, нужно сказать что здесь забота проявляется не на словах, а на деле. Забота о русскоязычном населении в республике возложена на ряд государственных учреждений, в том числе министерство по национальной политике, внешним связям, печати и информации, в котором я ранее работал. В нашей республике сегодня делается все возможное, чтобы привлечь русскоязычное население к активной жизни во всех сферах. На основании указа главы Чеченской республики Рамзана Кадырова была разработана республиканская программа «Возвращение и обустройство русского и русскоязычного населения, ранее проживавшего в Чеченской республике».

При содействии министерства по национальной политике внешним связям, печати и информации в районах республики созданы и функционируют национально-культурные автономии представителей этнических меньшинств и казачества. В Наурском районе это местная национально-культурная автономия (МНКА) «Турецкая община» и Терско-Сунженское окружное подразделение Терского войскового казачьего общества. В Шелковском районе — общественное движение Терско-Гребенского войска и местная этнокультурная автономия ногайцев ЧР «Ногайский народ». В республике функционируют также культурные центры различных этносов — кумыков, ногайцев, татар, славянских народов.

Однако, чтобы вернуть ту довоенную среду, восстановить тот старый облик Чеченской республики, частью которой были русские, проживавшие в городе Грозном, нужно в первую очередь восстановить всю ту промышленность, которая была разрушена в результате двух войн. Я, прежде всего, имею в виду газовую и нефтеперерабатывающую индустрию, как, впрочем, и другие отрасли промышленного производства, так как для истинной реабилитации русских нужно восстановить их базис. Это то, что касается, экономической составляющей жизни русскоязычного населения в ЧР. Что же касается последствий войны и противостояния на почве межэтнической или межконфессиональной неприязни, то утверждения о наличии этой проблемы в Чеченской республике, мягко говоря, были «высосаны из пальца». Есть сотни примеров, когда русские и чеченцы помогали друг другу, спасали друг друга от преступников и боевиков. Это примеры, которыми поистине могут гордиться наши граждане.

Сегодня мы доброй памятью вспоминаем наших русских учителей, врачей, деятелей культуры и искусства, которых уже с нами нет. Я часто по роду своей деятельности выезжаю в соседние регионы, в частности в Ставропольский край, вместе со своим товарищем и коллегой, руководителем общественной организации «Наш дом город Грозный» Сейпуддином Гучиговым. Мы встречаемся с бывшими жителями республики, выехавшими из нее в результате двух войн. Все они в один голос говорят, что хотели бы вернуться и дальше трудится на благо Чеченской республики — своей малой родины, где похоронены их отцы и деды, если бы была возможность найти работу и обзавестись жильем. Однако на сегодняшний день, по всей видимости, средств на это масштабное возвращение русскоязычного населения в силу вышеперечисленных причин не хватает.

Ислам Сайдаев, корреспондент ИА «Грозный-Информ»